11 мая 2017 г.

Большой, 2017 год

Однажды спившийся балерун, подрабатывающий хореографом в провинциальном стриптиз-баре, увидел на вокзале девчонку, чья пластика и умение заглядывать прямо в душу указывали на ее невероятный талант. Вместо того, чтобы отправить воровку в исправительное заведение для малолетних преступниц, Потоцкий решил выучить ее на балерину.


Во всяком случае, такую завязку зрительницы видят в начале фильма. На самом деле это как Москва слезам не верит, только двухчасовой фильм о современной России, россиянках, настоящей женской дружбе и взаимопомощи и еще немного о том, что талант может сколько угодно притворяться посредственностью, но хорошо поставленный прыжок его все равно выдаст.

Если честно, я даже не знаю, с чего начать, за какую нить потянуть, чтобы клубок поддался. Потому что фильм нелинейный, многие моменты всплывают ближе к финалу, отчего общая картина мгновенно меняется. Скажу в общем: такого фильма о русских женщинах я еще не видела. Серьезно. Он от и до только о женщинах, мужчины там вспомогательный персонал, фон, не более того. Все сюжетные линии сосредоточены вокруг женщин, все поступки, решения и последствия женские, все настолько о нас, что я полезла смотреть, а кто автор сценария. Ну так вот, ее зовут Анастасия Пальчикова, в ее фильмографии значится 8 работ — одна в качестве режиссерки и сценаристки. Запомните это имя.

В первую очередь, конечно, это фильм о женское дружбе, не отягощенной завистью или предательством, и прочими стереотипными мизогинными штуками. Между героинями Фрейндлих (Белецкая) и Симоновой (Ольшанская) возникает близость, порожденная одиночеством обеих: и взрослой женщины, и маленькой девочки, оказавшейся в интернате, вдали от семьи (небольшой спойлер — чем дальше от матери, тем лучше). Другой дуэт — Симонова и Исаева (Курникова) основан на здоровом соперничестве, но в то же время взаимоуважении и умении признавать заслуги друг друга.  И вообще в фильме женщины помогают, поддерживают, продвигают, в общем, идут против течения.

Которое все время стремится разъединить женское сообщество на маленькие группки. Сама по себе балетная школа уже испытание, муштра дикая, диеты, казарменный уклад в каком-то смысле. А героиня еще и сирота, можно сказать — ее матери абсолютно не до любви к детям, и винить в общем-то ее не получается. С другой стороны, чересчур сильно любящая мать не лучше, и это показано на примере Исаевой. Балетная школа с ее жесткими нравами и злыми до славы (и немного от постоянного полуголодного пайка) девчонками становится для всех героинь настоящей семьей, которой у них, может, и не было. Но для этого им сперва нужно преодолеть искусственно создаваемую конкуренцию, научится оценивать себя не через чужое поражение.

В общем, отличный фильм от и до. Мне понравилось абсолютно все, особенно вот эти мелочи: все балетные неосознанно встают в третью позицию; девочки даже вещи собирают, держа спинку; соревнование - кто дольше продержится в фуэте, выпив предварительно полбутылки вина; мужчине сложно сосредоточиться на поддержках, потому что он влюблен в партнершу; ну и так далее. При этом фильм не перегружен подробностями, наоборот, повествование ведется мазками, через ключевые события в жизни героини. Есть даже пара забавных моментов, связанных с сексом, и фраза "все-таки не через гран батман" — это нечто. 

Я всем настоятельно рекомендую обратить внимание на эту премьеру, тот редкий случай, когда в российском фильме прекрасно абсолютно все, и он внезапно вписывается в мировую повестку по ряду параметров. Там даже про тонкие моменты, связанные с привилегиями и разницей в стартовых позициях рассказали так ненавязчиво, я прям поражена. Нет, серьезно, обязательно сходите в кино.