31 марта 2017 г.

Ghost in the Shell, 2017 год

Мир будущего, в котором живет специальный агент Мира из Девятого отдела по борьбе с киберпреступлениями, не самое приятное место - каждый день кого-то убивают, люди тратят деньги на искусственную печень, только чтобы иметь возможность злоупотреблять спиртным, да и вообще все как-то нечетко. К тому же Миру мучают видения - как говорит ее врач, воспоминания из прошлого, когда героиня еще была живым человеком, а не киборгом с человеческим мозгом.


На одном из заданий Мира сталкивается с новым, неизвестным преступником. Цели его загадочны, а убийства, которые он совершает, на первый взгляд никак не связаны между собой. Девятый отдел начинает расследование, и в процессе Мира понимает - что-то не так во всей этой истории, что-то от нее скрывают. Дисклеймер: я рассматриваю фильм как отдельное произведение, и даже если и провожу параллели с аниме, то только чтобы подчеркнуть, что именно изменили в экранизации.

Постепенно правда выплывает наружу, сама героиня проходит серьезнейшую ломку: сначала теряет идентичность сразу на нескольких уровнях, затем обретает ее вновь. Фокус повествования ни на минуту не смещается с героини, сюжет работает только на два момента: можно ли сохранить душу, если твой мозг заключен в искусственную оболочку; как сохранить идентичность в мире повсеместной унификации. 

Если вас смущает, что у Майора другое имя, не расстраивайтесь, на этом построена часть сюжетной линии о прошлом Миры. В остальном создатели постарались максимально отойти от классических голливудских шаблонов: вместо любовной линии отличная семейная о матерях и дочерях; выбор Мотоко в финале также отличается от всего, что сделала бы классическая героиня в аналогичной ситуации. 

Это крепкое, немного занудное и скучноватое, кино о поиске себя, смысла жизни и ответа на главный вопрос "кто я? зачем я здесь? почему я поступаю именно так, а не иначе?". Мотоко удается найти свой голос, и в каком-то смысле это очень про-феминистский фильм, несмотря на мужскую режиссуру и почти покадровое воспроизведение визуальной части аниме. Смысловое наполнение сместилось, и это прекрасно.

Еще не могу не отметить, что объективация и сексуализация главной героини, которая так напрягала меня в классическом аниме, в фильме сведена к нулю. Если кого-то возбуждает фигура Йоханссон, это больше говорит о человеке, чем о героине. Потому что все в ней: походка, поведение, внешний вид, реакции - подчеркнуто асексуальны, а уж кому, как не Йоханссон, такое сыграть, ее же всегда объективируют!

К минусам, повторюсь, относится затянутость и чрезмерная подробность происходящего. Многое из того, о чем можно догадаться по происходящего на экране, вдобавок проговаривается словами. Ну и Скарлетт не совсем безэмоционально сыграла киборга, не совсем. Хотя она старалась. При этом невероятно эмоциональна сцена с танком-пауком, у меня реально было желание заплакать.

Я смотрела в обычном формате, и даже на 3D не вижу смысла идти, тем более в аймакс. Можно посмотреть в кино, можно дождаться выхода на DVD.