22 февраля 2017 г.

Чек-лист по нетворкингу

Не считаю себя гуру блогинга или тем более самопрезентации (с этим у меня совсем туго, надо честно признать), но есть вещи, которые мне кажутся очевидными, а вот другим - нет. Например разница между взаимозафрендом, массфолловингом, марафонами и нетворкингом в интернете. Последнее сейчас особенно популярно, я тут после новогодних праздников слушала серию вебинаров по личному продвижению в Сети, и ведущие ставили работу с людьми на одно из первых мест среди инструментов предпринимательницы.

после вечеринки нетворкеров
Заставь блогера нетворкингом заниматься, он и старых друзей потеряет: подавляющее большинство неофиток, с которыми я сталкиваюсь, почему-то уверены, что нетворкинг - это просто новое название для старых приемчиков, и учиться этому не надо, и к тому же можно обижаться на людей, которые не хотят "дружить" профилями. Как обычно, не претендуя на истину в последней инстанции, составила чек-лист для всех, кто делает первые шаги в личном продвижении, и хочет завести полезные знакомства.

Начнем с определений: нетворкинг (англицизм от networking – букв. плетение сети: net – сеть + work – работать) — это деятельность, направленная на максимально быстрое и эффективное решение личных и профессиональных задач (трудоустройство, привлечение инвестиций, продвижение вашего бизнеса, оказание услуг по бартеру). В основе нетворкинга лежит выстраивание доверительных и долгосрочных отношений с людьми и взаимопомощь (определение из Вики, я только отредактировала).

шаг вперед и вверх
Прийти в комментарии к посту со словами "а давайте будем дружить?" или тем более создавать в своем блоге пост в стиле "меня зовут вася, и с сегодняшнего дня я буду дружить только с живыми блогерами, отмечайтесь в комментариях, иначе удалю из списка друзей" - это не нетворкинг. Призыв "а давайте все возьмем и зафрендимся" - какой-то привет из ЖЖ образца 2013 года и намек на свальный грех, уж простите. Добавлять в друзья всех без разбору - массфолловинг, от которого отказались все крупные агентства, ценящие свою репутацию.

Что делать совершенно точно понадобится?

  • Сверять интересы и точки зрения. Как минимум, у вас не должно быть противоположных точек зрения на один и тот же вопрос. В идеале вы должны совпадать во взглядах на принципиальные темы;
  • Подписываться на заинтересовавших вас людей, если речь идет о Фейсбуке, или на паблики\группы интересной личности, если мы говорим о ВК. Добавлять в друзья с полпинка не стоит, даже если вы при этом пишете сопроводительное сообщение;
  • Оставлять продуманные, аргументированные, грамотные комментарии к постам интересующих вас людей. Если критиковать - то конструктивно, а не в стиле "я лучше вас знаю, как надо". Особенно касается мужчин в женских темах типа родов;
  • Развернуто, вежливо и аргументированно отвечать на комментарии к вашим постам. Да, это не всегда просто, бывает, что человек как будто нарочно троллит (или и правда провоцирует на конфликт), но в ответ нужно сохранять ледяную вежливость;
  • Приглашать людей на встречи по вашей тематике. Человек может и пропустить пост или объявление, а вы проинформируете о событии и ненавязчиво напомните о себе. Профит: показали, что вы не беспокоите по мелочам, но готовы напомнить о важном;
  • Реагировать на приглашения и сообщения. Я неоднократно сталкивалась с тем, что даже рабочие сообщения висят прочитанными, но неотвеченными по несколько дней. Не надо так, это просто невежливо;
  • Поддерживать разговор при встрече. Не просто махнуть рукой и пробежать мимо в тихий уголок, а поговорить с человеком, в идеале - о мероприятии, в которым вы участвовали вместе или о том, чего ждете от этой встречи.

не перебарщивайте
Подобрала примеры грамотного и не очень подхода к знакомству в рамках нетворкинга из личного опыта:

Плохой пример:
Ко мне в друзья регулярно добавляются девушки, которые про материнство, ЗОЖ, "психологию отношений", "я вся такая девочка-прелесть-какая-дурочка" и прочая, и прочая. Кроме первичных половых признаков и города проживания нас не объединяет примерно ничего, комментариев они не оставляют, а молчаливые лайки мне ничего не говорят. Будет у нас с ними контакт? Нет. Разговор начинает заинтересованная сторона, то есть в данном случае та, кто добавляется в друзья.

Хороший пример:
Как-то раз мне написал полузнакомый с вопросом о хороших средствах против сухости кожи зимой. Аргументировал он свое обращение именно ко мне тем, что я писала серию постов о косметике и уходе за кожей лица в зимний период, и вроде как немного разбираюсь в теме. Хороший заход, располагающий к дальнейшему общению. И плевать, что я не экспертка в уходе за кожей, ему нужно было завести разговор для первого контакта, и он нашел повод написать мне сообщение.

Плохой пример:
После публикации поста об одном из томских заведений (куда я хожу на свои деньги, а не по приглашению, это важно) мне написал владелец этого бара. Длинный, бессвязный и бессмысленный текст сообщения поставил меня в тупик, потому что в итоге человек просто поблагодарил меня за отзыв. Это можно было сделать и в комментариях к посту, или к репосту в соцсетях, да даже в личных сообщениях, но в десять раз короче. А так вышла пустая трата моего и своего времени - он писал, я читала.

Хороший пример: 
Любой комментарий из серии "спасибо, что выбрали наше заведение, приходите к нам еще, а в качестве благодарности за подробный и конструктивный отзыв мы дарим вам чашку кофе\бонусные баллы на счет\скидку на позиции нового меню в подарок. Даже если человек писал пост\отзыв, не рассчитывая на ответную реакцию в виде бонусов, получить их все равно приятнее, чем не получить никакой реакции вообще. Контакт создан, можно работать над его укреплением и развитием.

подумайте, что вы собираетесь сделать
3 главных правила грамотного нетворкинга:

  • Не тужиться: по человеку всегда видно, если ей тяжело общаться, инициировать контакт, поддерживать разговор. Тем более очевидно, если человек не заинтересован в общении, но не может по каким-то причинам его избежать. Если вам неинтересны люди вообще или просто тяжело вступать в контакт с малознакомыми людьми - не напрягайтесь, поищите другие способы налаживать связи. Еще хуже, когда видно, что человеку ну очень хочется с тобой общаться, но не затем, чтобы обмениваться чем-то, а только чтобы брать от тебя что-то;
  • Не врать: нетворкинг и дружба - разные вещи. Никто не требует от вас называть подругами всех, с кем налажен связи в тех или иных сферах. Вполне достаточно быть хорошими знакомыми, приятельницами и так далее. Главное - не устанавливать близкие контакты в случае, если не хотите их поддерживать. Иногда люди нарушают ваши личные границы, а иногда люди сами создают иллюзию близости, потому что - ну, по разным причинам это случается. Не надо так;
  • Уметь первой идти на контакт и извиняться в случае фейла. В большинстве случаев это вам нужен человек, значит, вам и делать первый шаг. Тут главное - не переборщить с настойчивостью и не напирать. Что касается восстановления общения с человеком, если перед этим у вас случился конфликт: всегда можно написать, извиниться и предложить попробовать второй раз. Главное - не просохатить этот второй шанс, не повторять то, из-за чего конфликт вообще случился, если вина на вас.

А самое главное, что нужно усвоить - нетворкинг рассчитан на долгосрочную перспективу, ждать от него результатов вотпрямщас не стоит. Иногда польза будет неочевидной, и выгоду от удачно заведенного и поддерживаемого знакомства вы получите спустя долгое время. Я сама несколько раз так получала работу, кстати. Чем больше знакомств вы заведете и сможете поддерживать достаточно долгое время, тем выше ваш социальный капитал (реальный, а не как в ЖЖ), тем больше шансов на получение бонусов.

Будьте заиньками, читайте хорошие книги и не занимайтесь массфолловингом и взаимофрендом, от этого количество отказов растет, а посещаемость блога падает.

А еще у меня теперь есть архивный канал в телеграме: собираю заинтересовавшие меня ссылки на материалы о блогинге и около него. Подписывайтесь