26 ноября 2016 г.

Дельта Венеры, Анаис Нин

Когда-то давно Анаис Нин жила в Париже и испытывала финансовые трудности. Как, впрочем, и многие ее друзья и подруги - художницы, музыкантки, писательницы. Чтобы подзаработать, Нин по наводке Генри Миллера (другого известного писателя, к тому же ее любовника) взялась писать эротические рассказы на заказ. Материал для историй она брала либо из личного опыта, либо из рассказов друзей, а к тому же все они обладали хорошей фантазией, и не стеснялись в выражениях. Так родился сборник "Дельта Венеры" - эротические истории разной степени напряженности, связанные переходящими героями и героинями и магистральной сюжетной линией - поиском сексуальности.

Эксмо выпустило эту книгу на волне интереса к эротической литературе, возникшего после 50 оттенков серого. Но на самом деле имя Анаис Нин известно в интеллектуальной западной среде намного дольше, чем Э.Л.Джеймс, и конечно, тексты франко-американской интеллектуалки и эссеистки гораздо ближе к литературе, чем фантазии домохозяйки-авторки фанфиков.

Я впервые услышала про Анаис Нин, не поверите, в сериале Gossip girl, в контексте обсуждения раскованного сексуального поведения одной из героинь. Но тогда мысль прочесть книгу пропала, только появившись, и я благополучно забыла об этом до недавнего времени, когда увидела сразу несколько книг Нин в библиотеке.

"Дельта Венеры" по сути сборник историй, написанных то от первого лица, то с позиции рассказчицы. Степень их аморальности каждая для себя должна определить самостоятельно, скажу только, что в них описаны практически все виды сексуальных отношений, которые вообще существуют в природе.

Что объединяет героинь этих рассказов, если мы сосредоточимся на женских персонажках? Как минимум, острый интерес к своей сексуальности, желание максимально полно раскрыть свой потенциал, исследовать себя и свои желания, попробовать все запретные и неохотно дозволенные плоды, ну и не пострадать при этом ни морально, ни физически.

Сама Анаис, к слову, пишет в предисловии к книге, что изначально существовала большая проблема с заказчиком - он требовал детальных описаний процесса без "поэзии", и это вступало в противоречие со взглядами самой авторки. Нин была убеждена, что секс в отрыве от сопровождающих его чувств - просто гимнастика, не задевающая ни одной из тех струн, что отвечают за наслаждение, и в частности оргазм (сестра!).

Поэтому исподволь она все же вносила даже в самую развращенную фантазию элемент интимности, и например рассказ "Елена", который я настоятельно рекомендую прочесть всем, ода раскрытию женской сексуальности. Главная героиня не просто исследует мир секса, но переживает духовный рост и перерождение, проходя через череду отношений разной степени интенсивности.
По его словам выходило, что причиной всему ее интеллигентность, интеллигентные девушки слишком густо смешивают поэзию и вообще литературу с любовью...а еще его пугали ее уверенность и какая-то мужская хватка в некоторых поступках. Она была так юна в то время, что приняла это за правду и поверила, что интеллектуальная, тонкая, положительная девушка вообще не может вызывать желание в мужчинах (Елена, Анаис Нин)
К недостаткам книги можно отнести все, что в ней написано относительно проституции. Это устаревшие взгляды, косвенно показывающие, как продвинулась гуманитарная мысль с тех пор (а писалось все это в 40-х годах). Еще периодически всплывают всякие ужасающие современную женщину фразы вроде "каждая должна хоть раз побыть в роли проститутки, женщине полезно почувствовать себя рабыней" или "все женщины втайне мечтают быть изнасилованными".

Я теперь загорелась прочесть что-нибудь из дневниковых записей Нин, а она вела дневник на протяжении 60 лет (я со своими 16 просто младенец!). Ну и посмотрю, что еще в библиотеке доступно из выпущенного издательством Эксмо.