4 июля 2016 г.

Supernatural 1-4 сезоны

Не прошло и десяти лет (одиннадцать, если быть точной), как я сподобилась посмотреть сериал, о котором так много сказано. Первые серии мне даже нравились: отсылки к популярным явлениям массовой культуры, вообще вся атмосфера мокрого продрогшего американского захолустья, где в каждом подвале по демону.


Но третий сезон с его библейскими мотивами и разворотом идеи сериала на 180 градусов мой пыл как-то остудил. Подробнее о моих впечатлениях от первых четырех сезонов культового сериала двухтысячных и братьях Винчестерах как персонажах шоу - под катом.

Одна из фишек Сверхъестественного, которую, возможно, сами создатели не замечают - очень хорошо показан процесс и последствия так называемого "мужского" воспитания мужчин из маленьких мальчиков. Там же все прекрасно: отец, сосредоточившийся на мести за смерть жены и вообразивший, что весь мир - один большой военный полигон; старший сын Дин, которого в детстве назначили ответственным за младшего брата, хотя в силу возраста Дин сам нуждался в уходе; младший Сэмми, чьи желания (пойти в колледж, завести семью) высмеивались отцом.

Мужицкий мужик по версии авторов Supernatural - это одинокий воин дорог, профессиональный убийца. Он рассматривает обычную жизнь как недостойную, а женщин - только в качестве сексуальных объектов. Образование или простая работа не подходят такому альфе, нет - он же выше всего этого, у него есть Цель. Навязанная предыдущим поколением в лице отца, правда. А если кто-то захочет изменить образ жизни, то окажется изгнан из стаи как слабый и недостойный (отец выгнал Сэма, когда тот захотел в колледж).

Отсутствие эмпатии, перекладывание ответственности за семью на женщин (Дин и его сын), жесткая вертикаль власти и порицание за любую попытку выйти из игры - вот вам и отцовское воспитание. Это все должно, по идее авторов, искупаться отцовской любовью, но о ее существовании мы можем только догадываться, потому что отец Винчестеров демонстрирует исключительно властные замашки бывшего военного.

Я понимаю, почему девочкам нравится этот сериал: подсознательно хочется ассоциировать себя с активным героем, а не с пассивным. А все женские персонажи в этом сериале либо пассивны, либо отрицательные. Так что выбор невелик: Дин, Сэм или Кас. Кроме того, есть другая сторона: вся массовая культура воспитывает женщину в уверенности, что уж она-то сумеет исправить Дина Винчестера, Логана Экклза или даже Спайка. На самом деле, конечно, нет.

Если в первом сезоне меня поразило противоречие между декларируемыми и реальными ценностями семьи Винчестер, то во втором я заметила, что Дин довольно агрессивно и грубо навязывает "мужское" сексуальное поведение, свойственное "нормальному" парню, Сэму.

Вот так это все и бывает - даже если мужчина чисто по-человечески ведет себя в соответствии со своими темпераментом и моральными установками, окружающая его референтная группа будет давить на него, пока не добьется своего. Правда, Дину это так и не удалось.

Магистральная же линия второго сезона - борьба с наследием отцов. Для раскрытия темы ввели Джо - одну из немногих женщин, которые что-то из себя представляют. Джо, как и Дин, жертва воспитательной системы своего отца. Только ее папаша умел в свое отсутствие создавать в доме невыносимую обстановку, а по возвращении его воспринимали как праздник. В результате с матерью у Джо отчуждение, а на мертвого отца она молится.

И Дин, который все про себя и про отца понимает, дает ей хороший совет - бросить охоту. Но они оба настолько травмированы, что уже не могут остановиться. Забавно, что в одной из серий Дин окажется в соседней камере с парнем, которого отец всю жизнь унижал. И Дин почувствует в соседе родственную душу.

Третий сезон прошел в целом как-то незаметно, потому что совпал с забастовкой сценаристов в Голливуде, и это заметно на материале. Плюс второй сезон закончил арку, и в третьем создателям пришлось срочно перестраивать братьев на новые рельсы.

А вот с четвертого началась веселуха. Во-первых, Дин побывал в Аду и вернулся оттуда с еще более сильным чувством вины, чем это принято у Винчестеров. Во-вторых, между братьями возникло недоверие, напряженность из-за способностей Сэма и стремления Дина защищать братика, хотя тот ужа взрослый и может сам решать. Затем, демоны стали более индивидуализированными и менее неопознаваемыми. Как и в Баффи в свое время, темная сторона силы оказалась не столь однородной, как считали братья. Появились и ангелы, причем оказались не то чтобы очень приятными личностями. Братья оказываются втянуты в глобальную войну, где им приходится лавировать между личными интересами и требованиями ситуации.

Из более общего: очень сильна тема демонизации женщин. Дин – неприятный персонаж, еще и потому, что он все про себя понимает и исправляться не хочет. Сэма жаль, он прям ходячая иллюстрация разрушающего влияния мужской социализации. Четвертый сезон я так и не досмотрела, потому что все внутренние конфликты были раскрыты в первых двух сезонах, а глобальная война всех против всех мне показалась скучной в качестве центральной арки.