17 июля 2015 г.

Sailor Moon - история о женской дружбе

Меня зовут Усаги Цукино, мне 14 лет. Я учусь во втором классе средней школы. Я слегка неуклюжая и люблю поплакать. Ну вот, пожалуй, и все.
Пересмотрела все сезоны Сейлормун и написала обзорный пост о сериале, сделавшем детство многих и многих россиянок чуточку более приятным.


Первая сюжетная арка - это, конечно, классическая история становления героини. Девочка, наделенная сверхспособностями и магическими артефактами, должна сформировать вокруг себя сильную команду, пройти через ряд испытаний и в конце концов погибнуть, чтобы перейти на следующий уровень.

При этом в отличие от множества прочих, Усаги вообще не может претендовать на заглавное место в истории: она глуповата, обжора, растеряха и лентяйка, у нее голова забита всякими глупостями, в общем, она совершенно, абсолютно обычная девчонка. И весь первый сезон сосредоточен вокруг вопрос - примет Банни свою новую ипостась или нет, справиться с ответственностью или нет. В первом сезоне за довольно стандартными сюжетными ходами и построением серий кроется довольно умный второй план: например, серия о работе художниц-аниматоров, любовная линия Нару, все разговоры о принцессах и о том, что значит быть принцессой, идея женской дружбы. Постоянно ненавязчиво транслируется основная идея о важности командной игры, самопожертвования и так далее.


И сама Банни, и все ее подруги переживают в первом сезоне какую-нибудь личную драму. Например, Ами-Меркурий становится заложницей своих выдающихся способностей, это выделяет ее из толпы, и она оказывается в одиночестве. Точно также и с остальными воинами - все они одиноки по-своему. По сути, из них всех только Сейлормун в обычной жизни окружена людьми и переживает свою новую ипостась как драму взросления, необходимость что-то решать и нести ответственность. И при этом именно Банни в итоге оказывается воплощением принцессы Серенити, и это выглядит вполне закономерным развитием событий - несмотря на все свои недостатки, девушка обладает важнейшей способностью - любить и жертвовать всем ради любви. Ну а Роулинг уж эту тему развила так, что мы все теперь знаем, какова сила любви.

Любовный интерес Банни и вторая ипостась Мамору-Эндимиона - привет греческим мифам - Такседо Маск. В первом сезоне, правда, большую часть времени он эффектно появляется в середине битвы, оставляет розу и уходит, оставляя Банни в приятном волнении. А к финалу становится катализатором происходящих с Банни изменений. Вот для чего нужны мальчики по версии этого сериала - благодаря им девочки становятся лучше. А мальчикам остается либо поспевать за ними, либо отступать в сторону. Ну и конечно, Такседо Маск не всегда был положительным персонажем, в своем прошлом воплощении он выступал на стороне Земли, и как я это понимаю, только любовь к принцессе Серенити заставила его выступить против Темного королевства. И в первом сезоне у Банни и Мамору вообще отношения не складываются, это же не песня Цоя про прелести дружбы с восьмиклассницей. У студента Мамору нет ничего общего с ленивой школьницей Усаги. А вот у Такседо Маска и Сейлормун общего много даже за пределами воспоминаний о их предыдущих воплощениях.


Противники в первом сезоне не очень интересные - всего лишь возродившееся Темное королевство, когда-то уничтожившее Серебряное Тысячелетие. Единственный интерес тут представляют четыре главных демона: Джедаит, Нефрит, Зойсайт и Кунсайт. Женоненавистник Джедаит, самовлюбленный жестокий Нефрит, угодливый Зойсайт и холодный Кунсайт. Еще у них была правительница, но она вообще заняла буквально пять минут в финальной серии, и по-моему, не стоит особых упоминаний.

Забегая вперед - тема одиночества будет появляться в сериале снова и снова, я это помню еще с детства. Постоянно будет возникать вопрос - что может случиться с человеком. если он вообразит, что всеми отвергнут и презираем? В первом сезоне воины в матросках спасались именно тем, что были в команде, а в финальной битву Серенити получила силы, призвав на помощь своих подруг. И во втором сезоне тема одиночества была раскрыта на все сто процентов. Причем это вроде и сделано так очевидно, с использованием самого примитивного инструментария, но смотрится все также свежо.

Еще сильнее упор был сделан на предназначение главных героев - Усаги и Мамору вместе с девочками обречены спасать мир в каждом своем воплощении до бесконечности. Интересно, что у героев вообще нет рефлексии по этому поводу, они не ощущают никакой обреченности, ко второму сезону даже Банни перестала ныть, что быть героиней тяжело. Это Сара Коннор у нас стала вдруг переживать, что ей предписано практически переспать с левым мужиком и родить спасителя человечества, а Банни нет, она же полностью погружена в контекст классических историй о предназначенных друг другу душах и так далее.

Также мне сейчас показался интересным тот факт, что воины признают свое подчиненное положение, даже не пытаясь оспорить первенство Банни. Ведь изначально существовали сомнения, кто является принцессой. Но стоило неким высшим силам, руководящим жизнями воинов, отдать силу Усаги, как все молча с этим согласились. Я понимаю, что это такое клише, но с позиции взрослого человека сложновато воспринимать такую покорность судьбе. Тем более, что сейчас в моде героини, которые сами строят свою жизнь и идут наперекор обстоятельствам.


Если в первом сезоне главная героиня просто пыталась не погибнуть принять свою судьбу, то во втором ее переживания вышли на качественно новый уровень - тут вам и раздумья на тему "что значит быть принцессой", и осознание своей ответственности перед всем миром. а не только перед отдельной группой людей или городом.

Интересно, кстати, что в большей степени это сериал о женском одиночестве. В начале пятого сезона есть любопытный кейс: прекрасная принцесса с детства живет в окружении угодливых придворных, и вырастает с уверенностью, что ее любят только за красоту. А раз красота рано или поздно увянет, то нужно всеми силами удерживать ее. И в итоге основные силы принцессы направлены не на развитие своих внутренних качеств, а на удержание ускользающей красоты. Так очевидно, так просто, и по каким-то причинам не всем понятно. Женщины наиболее подвержены мыслям об одиночестве именно потому, что к ним предъявляются иные, чем к мужчинам, требования. Женский конформизм сродни подростковому, вот почему переживания условной минако и нехилении примерно одинаковы - одну дразнят за слишком высокий для девушки рост, вторая уверена, что кроме красоты ей нечего предложить окружающим. И обе они одиноки.

С каждым сезоном менялся масштаб врага. Если сначала это были в основном мелкие демоны или потерявшиеся в космосе пришельцы, то к третьему сезону угроза становится более глобальной. При этом вторая основная мысль всех сезонов - каждое живое существо изначально несет в себе добро. А все злое исходит от изначального Хаоса, который проникает в души, используя неуверенность в себе, обиду, горечь или тоску. Вся борьба Усаги и ее подруг - это война с Хаосом, пытающимся разрушить мир. И если в первых сезонах они боролись исключительно с проводниками Хаоса в этом мире, то в финале пятого сезона Усаги один на один вышла на борьбу с воплощением Хаоса, и победила.

Снова интересный кейс - попытка Галаксии взять на себя ответственность за всю Галактику обернулась победой Хаоса, поскольку он питался неуверенностью воина, ее страхом, ее ощущением безнадежности. Это был путь первобытной злой силы к власти. И Усаги тоже могла бы стать жертвой этой силы, если бы у нее не было друзей. В пятом сезоне ведь Мамору исчезает, и героиня вынуждена гнать от себя мысли о его предательстве. Но если Галаксия решила, что она одна и никто ей не поможет, то Усаги верит в дружбу. И это ее якорь.


Интересно, что к финалу Сейлормун приходит к очевидно пацифистскому заключению - героиня выбирает непротивление, чтобы разорвать порочный круг бесконечных битв. При этом она самостоятельно выпускает на волю первобытный Хаос, позволив ему уйти и продолжить создавать новых врагов. Как я уже писала, вся философия сериала покоится на одном основании - природа любого живого существа изначально не несет в себе зла, просто обстоятельства складываются так, что некоторые души оказываются слабее, чем другие, и впускают в себя первобытный Хаос. Поэтому Сейлормун не убивает врагов, а дарит им освобождение от тьмы. Невозможно уничтожить Хаос, его можно только держать в узде. И для этого нужны воины, в общем-то.

Так что пятый сезон логически завершает всю историю становления девочки-героини и ее подруг. Конечно, это совсем не означает, что битв больше не будет. Но Усаги теперь полноценный воин, а значит, она сможет защитить Землю. Мне еще понравилось, как закольцевали начало сериала и финал - один и тот же текст почти.